Касимов
Касимов, в Рязанской области, областного подчинения, районный центр, в 156 км к северо-востоку от Рязани. Расположен в восточной части Мещерской низменности, на высоком, изрезанном глубокими оврагами левом берегу Оки, при впадении в нее речки Бабенка, в 8 км от одноименной конечной железнодорожной станции на ветке от линии Рязань – Рузаевка. Пристань. Аэропорт. Население 37,9 тыс. человек (1992; 13,5 тыс. в 1897; 13,0 тыс. в 1926; 27,9 тыс. в 1939; 33,1 тыс. в 1959; 33 тыс. в 1970; 34.2 тыс. в 1979).
Основан в 1152 князем Юрием Долгоруким. До 1471 назывался Городец-Мещерский (упоминается в летописях под 1263 как место кончины великого князя Александра Невского на пути из Золотой Орды); переименован в Касимов после того, как великий князь московский Василий II Темный подарил его татарскому хану Касиму, бежавшему из Золотой Орды и принятому на русскую службу в 1446. С середины XV в.до 1681 – центр Касимовского царства – удельного княжества на р. Ока.
В современном Касимове: старейшая прядильно-сетевязальная фабрика «Красный текстильщик» (создана на базе канатного завода, основанного в 1851; продукция фабрики составляет 1/3 от выпуска всех сетей для морского и океанического лова в стране); овчинно-меховая и швейная фабрики; заводы – цветных металлов, приборостроительный, судоремонтный, «Зооветоборудование», «Холодмаш» (произ- водство автоматизированных холодильных агрегатов). Краеведческий музей (филиал Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, основанного в 1919; предметы русского и татарского быта, живопись XVIII-XIX вв., коллекции скульптуры, мебели, стекла, хрусталя, фарфора и фаянса, материалы по истории Касимова).
Касимов в XV-XVIII вв. развивался с востока на запад от прежнего Городца-Мещерского. В 1780-х гг. получил регулярную планировку, учитывавшую исторически сложившуюся в XII-XVIII вв. В первой трети XIX в.по генеральному плану местного самоучки-архитектора И.С. Гагина застраивался центр города с Соборной и другими площадями (вход на Соборную площадь был оформлен в виде полукруглой колоннады; разобрана в XIX в.). Во второй половине XIX – XX вв. застройка осуществлялась усадебными домами, в основном деревянными, с садами и палисадниками.
В восточной части города от построек времени Касимовского царства сохранились: мечеть (основное здание XVIII в., на основании мечети XV в.) с массивным цилиндрическим минаретом (1470), увенчанным малым цилиндром с куполом; мавзолеи – белокаменный Шах-Алихана (1505) с минаретом и кирпичный Авган-Мухаммед-султана (1647). Там же, на восточной окраине – Богоявленская церковь (Георгиевская; 1700) – 5-главая, с вытянутым вверх кубическим объемом, завершенным двухъярусным аттиком с узорными полукружиями в нижней части (за алтарем – могила «доверенного слуги» Петра I, «шута» И. Балакирева) и барочной колокольней.
На центральных площадях – Никольская (1703-05), Благовещенская (1740), Успенская (1753), Троицкая (1756-64) церкви, Вознесенский собор (1854-64, по проекту губернского архитектора Н.И. Воронихина). На Соборной площади – торговые ряды (1830-е гг.), при въезде в город со стороны Оки – «Петровская застава» (ампирные колонны), обе постройки – 1786, архитектор Гагин. На Старом Посаде – Ильинская церковь (1820-49). В конце XVIII – первой половине XIX вв. были построены дома-особняки в стиле позднего классицизма – дом Губина (XVIII в.), дом Наставина (1813) – оба с характерным углом в виде ротонды, дом Кастрова (1844), а также многочисленные здания по проектам Гагина (дома Салазкина, И. Муромцевой, Азовцевой, Анурина, Городская управа, духовное училище и др.).
В 18 км к северо-западу от Касимова – поселок Гусь-Железный (название происходит от месторождений железных руд, на основе которых в XVIII в.А. Баташовым было налажено чугунолитейное производство) с архитектурным ансамблем конца XVIII – начала XIX вв., включающим усадебный дом с обширным садом, Троицкую церковь (белокаменный храм с купольным восьмериком и колокольней, своеобразно сочетающей стилевые черты позднего барокко, классицизма и псевдоготики) и белокаменную плотину – уникальное произведение архитектурного и инженерного искусства конца XVIII в.(частично разрушена при строительстве моста через р. Гусь). В 5 км к югу от поселка Гусь-Железный, на берегу р. Гусь, – так называемый Гусевский Погост (ныне – Погост) с разностильным живописным архитектурным ансамблем XVIII-XX вв.: Никольская церковь (1771), Преображенская церковь (1734-1820-е гг.), колокольня (1829) и часовня (XIX в.).
Полеты на Дальний Восток осуществляет компания Владивосток Авиа. По сути – тот же «Аэрофлот», региональное подразделения.