Павловск
Павловск, в Ленинградской области, областного подчинения, в 30 км к югу от Санкт-Петербурга. Расположен на склоне Балтийско-Ладожского уступа, в холмистой местности, на берегу р. Славянка. Железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург – Дно. Население 25,4 тыс. человек (1992).
На месте Павловска с начала XVIII в. существовали шведские укрепления, занятые русскими войсками в 1702 (сохранились остатки земляных валов). В середине XVIII в. долина р. Славянка была излюбленным местом придворной охоты. В 1777 вновь основанное село Павловское, включившее земли вдоль Славянки, деревень Линна и Кузнецы (Рысь-Кабачок), подарено императрицей Екатериной II цесаревичу Павлу по случаю рождения его первенца Александра, будущего императора Александра I. В 1796 село преобразовано в город.
С конца 1780 Павловск принадлежал супруге Павла I императрице Марии Федоровне, с 1828 – великим князьям Михаилу Павловичу, Константину Николаевичу и другим членам императорской фамилии. В первой четверти XIX в. в П. (в «Розовом павильоне») собирался музыкально-литературный салон Марии Федоровны (здесь бывали писатели и поэты Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Ю.А. Нелединский-Мелецкий). С пуском в 1837 первой в России железной дороги Петербург – Царское Село – Павловск. окрестности города превратились в популярное среди петербуржцев дачное место. В 1838 в Павловске открылось здание Павловского вокзала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, не сохранилось) с большим залом, в котором до 1917 регулярно проводились пользовавшиеся широкой известностью симфонии, концерты с участием русских и зарубежных дирижеров (И. Штрауса, А.К. Глазунова, В.И. Главача) и исполнителей (Ф.И. Шаляпина, А.В. Вержбиловича, Л.С. Ауэра и др.).
Историческое ядро Павловска – дворцово-парковый ансамбль в стиле зрелого русского классицизма. На высоком холме в юго-восточной части комплекса – завершенный плоским куполом строгий и изящный дворец, состоящий из центрального корпуса и флигелей, соединенных с ним 2-ярусными галереями (1782-1807, архитекторы Ч. Камерон, В.Ф. Бренна, А.Н. Воронихин, в отделке интерьеров участвовали архитекторы Дж. Кваренги, К.И. Росси, скульпторы И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, М.И. Козловский, В.И. Демут-Малиновский, живописцы П.Г. Гонзаго, Дж.Б. Скотти и др.). Дворец окружен обширным парком (площадь около 600 га, распланирован по проектам Камерона, Бренны, Гонзаго) с регулярными («Собственный садик», «Большие круги») и пейзажными, отличающимися исключительным разнообразием видов участками («Белая береза», «Парадное поле», «Старая Сильвия», «Новая Сильвия» и др.). Гармоничность общей композиции, богатство видовых перспектив, органичная слитность архитектуры дворца с окружающим ландшафтом и многочисленных парковых построек (в том числе павильоны «Храм дружбы», 1780-82, «Колоннада Аполлона», 1780-83, «Три грации», 1800-01, все – архитектор Камерон, «Мавзолей», 1805-09, архитектор Ж. Тома де Томон, мосты «Чугунный», 1823, архитектор Росси, «Висконтиев», 1802-08, архитектор Д.И. Висконти по проекту Воронихина) делают Павловск выдающимся памятником дворцово-паркового искусства.
В 1918-44 город носил название Слуцк (в честь погибшей в 1917 деятельницы революционного движения В.К. Слуцкой). Ансамбль был разрушен немецко-фашистскими войсками во время оккупации Павловск с 16 сентября 1943 по 24 января 1944; восстановлен в 1946-77 (реставраторы Ф.Ф. Олейник, А.В. Трескин, А.М. Кучумов и др.). Музей – с 1919, с 1983 – художественно-архитектурный дворцово- парковый музей-заповедник.
Автоаксессуары
Владельцам автомобилей, имеющим детей, необходимы детские автокресла. В автомобилях, не оборудованных такими креслами, перевозить детей запрещено. И хотя автоинспекторы сейчас часто закрывают глаза на подобное нарушение, вскоре карать за него начннут по всей строгости.