Рыбинск
Рыбинск, в Ярославской области, областного подчинения, районный центр, в 82 км к северо-западу от Ярославля. Расположен на р. Волга, у входа в Рыбинское водохранилище (город вытянут вдоль реки на 22 км). Железнодорожная станция на линии Бологое – Ярославль. Речной порт. Население 252,2 тыс. человек (1992; 25,2 тыс. в 1897; 60 тыс. в 1926; 144 тыс. в 1939; 182 тыс. в 1959; 218 тыс. в 1970; 239 тыс. в 1979).
Поселение на месте современного города впервые упоминается в летописи под 1071 как Усть-Шексна. С 1137 назывался Рыбаньск, с 1504 – Рыбная слобода, поселение, поставлявшее волжскую рыбу к великокняжескому, затем к царскому столу. В XVII в. появляется торговый посад. После открытия Вышневолоцкой (1709), а позднее Мариинской (1808) и Тихвинской (1811) водных систем, связавших Верхневолжье с Санкт-Петербургом, слобода стала быстро развиваться как торговый центр и место перегрузки судов. В 1777 Рыбная слобода преобразована в уездный город Рыбной, с 1778 – Рыбинск Ярославского наместничества (с 1796 – губернии).
В XIX в. Рыбинск – самый крупный торговый центр на верхней Волге, где собиралось до 100 тысяч бурлаков и грузчиков. В 1871 открылась железная дорога, связавшая Рыбинск с портами Прибалтики и Петербургом. Поток хлебных грузов через Рыбинск в конце XIX в. достигал 100 млн. пудов в год. Со второй половины XIX в. интенсивно развивается промышленность. В 1858 открыта канатно-прядильная фабрика купцов Журавлевых, появились мукомольные, судостроительные предприятия. В 1946-57 назывался Щербаков, в 1984-89 – Андропов.
Современный Рыбинск – крупный центр машиностроения (ПО: моторостроения, «Полиграфмаш» судостроительное объединение «Вымпел» заводы – машиностроительный, судостроительный им. В. Володарского, электротехнический, гидромеханизации, оптико-механический, станкостроительный, кабельный, дорожных машин, приборостроительный). Пищевая промышленность, в том числе мукомольная; заводы – молочный, пивобезалкогольных напитков; кондитерская фабрика и др. Мебельно-деревообрабатывающий комбинат, спичечная фабрика «Маяк». Кожевенный завод. ГЭС. Авиационный технологический институт. Театры: драматический, кукольный. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (собрания: иконописи XVI-XVIII вв.; западноевропейской гравюры XVI-XIX вв.; русской живописи и графики XVIII – начала XX вв., в том числе портреты И.Я. Вишнякова, работы Ф.М. Матвеева, И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, К.Е. и в. Е. Маковских, С.Ю. Жуковского, З.Е. Серебряковой, А.Н. Бенуа, П.П. Кончаловского, И.И. Бродского, Н.К. Рериха; декоративно-прикладное искусство). Дом-музей физиолога А.А. Ухтомского (провел в Рыбинске детские и юношеские годы).
Историческая часть города сохранила регулярную планировку начала XIX в. с прямоугольной сетью улиц, привязанной к конфигурации набережной Волги, и застройку 2-этажными каменными классицистическими домами по типовым, «образцовым проектам» формирующую облик старого р. На берегу Волги – здание Хлебной биржи с мощным 8-колонным портиком и внушительным фронтоном (1806-11, ныне – Речной вокзал), поблизости – Спасо-Преображенский собор (1838-51, архитектор А.И. Мельников) в стиле позднего классицизма и стройная многоярусная колокольня, декорированная колоннами ионического ордера и увенчанная шпилем (1798-1802), Казанская церковь (1697, перестраивалась в 1760-х гг., в интерьере – фрески, 1767-68). Среди городской застройки выделяются также здания железнодорожного вокзала (1904-05, архитектор С.И. Минаш) в стиле модерн, костела (1910) в стиле неоготики и Новой биржи (1911, архитектор А.В. Иванов) в неорусском стиле. Ближе к окраинам исторической части больше деревянных построек, в том числе с характерными эркерами, увенчанными фигурными башенками. На окраине Рыбинска, на территории бывшего села Петровское, – ансамбль бывшей усадьбы Михалковых, в том числе главный дом (середина XVIII в., перестроен), служебные постройки (конец XIX – начало XX вв.). Новая застройка в основном ведется на юг, северо-запад и юго-восток города.
В ближайших окрестностях Рыбинска (ниже по течению Волги), на левом берегу, в селе Спас, – классицистическая церковь (1828), на правом берегу, у пристани Красное, – церковь (1724) и дачная застройка конца XIX – начала XX вв., в том числе по проектам архитекторов Н.И. Поздеева и Г.Д. Гримма. Поблизости – бывшая усадьба Тихвино-Никольское: стройная одноглавая церковь типа «восьмерик на четверике» (1763-64), классицистический 2-этажный дом с округленными углами и центральным ризалитом главного, обращенного к Волге фасада (1760-е гг.).
Путешествия
Современное развитие туристической индустрии в России сделало отдых в России очень комфортным и приятным. К сожалению, по ценам наши курорты не могут тягаться даже с французскими и испанскими, не говоря о турецких и египетских.