Сергиев Посад
Сергиев Посад, в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 71 км к северо-востоку от Москвы. Расположен на южном склоне Смоленско-Московской возвышенности. Железнодорожная станция на линии Москва – Ярославль. Население 115,5 тыс. человек (1992; 21,5 тыс. в 1926; 44,6 тыс. в 1939; 74 тыс. в 1959; 92 тыс. в 1970; 107 тыс. в 1979).
Историческое ядро современного города – Троице-Сергиев монастырь, основанный около 1345 Сергием Радонежским и уже в XIV в. ставший выдающимся духовным и культурным центром Московского княжества, а затем и Русского государства. Сергий в 1380 благословил московского князя Дмитрия на борьбу с Золотой Ордой, в Куликовской битве принимали участие троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослябя. В монастыре процветали переписка и собирание книг (в XV в. – и летописание), иконописное дело, художественные ремесла. Здесь работали иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, резчик и ювелир Амвросий, писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын и др. В 1540-50 монастырь был окружен мощной каменной стеной с 11 башнями (для наблюдения за ходом работ сюда несколько раз приезжал Иван Грозный) и был включен в стратегическую систему обороны подступов к Москве; в 1608-10 он героически выдержал осаду польско-литовских войск Я. Сапеги и А. Лисовского, активно поддерживал ополчение К.М. Минина и князя Д.М. Пожарского.
Подмонастырские села и слободы, вошедшие позднее в состав Сергиева Посада, возникали с конца XIV в. – крупное село Клементьево к югу от монастыря, село Кокуево – к северу, так называемые Служние слободы – к востоку. После снятия осады в 1610, когда в монастыре был помещен постоянный гарнизон, к западу от него формируются Пушкарская и Стрелецкая слободы, в середине XVII в. застраивались Иконная, Поварская, Конюшенная слободы. К началу XVIII в. эти поселения слились в единый посад, кольцом охвативший монастырь (при этом между ним и посадскими строениями оставалась свободная от застройки зона) и названный в 1782 Сергиевым (Сергиевским) Посадом.
В 1744 монастырь получил статус лавры. В XVIII – начале XX вв. жители Сергиева Посада специализировались на торговле и обслуживании многочисленных паломников, число которых значительно увеличилось после постройки шоссе (1845) и линии железной дороги (1862), связавших лавру с Москвой. Уже с XV-XVI вв. посад был также центром народных ремесел (резьба по дереву и кости, роспись по дереву, производство игрушек). В 1919 посад был преобразован в г. Сергиев, Троице-Сергиева лавра была закрыта, в 1946 открыта вновь (на части территории); здесь же – Московская духовная академия (открыта в 1814) и семинария (открыта в 1742). С 1930 город именовался Загорском в память секретаря Московского комитета РКП(б) в. М. Загорского, в 1991 переименован в Сергиев Посад.
В современном Сергиевом Посаде: заводы – оптико-механический, машиностроительный, электромеханический, «Автоспецоборудование» химический, лакокрасочный, кирпичный, школьного приборостроения; трикотажная фабрика; комбинат железобетонных изделий. Научно-исследовательский технологический институт птицеводства. Историко- художественный музей-заповедник (в 1920-40 – Историко-художественный музей, в собрании – созданные на основе пожертвований и вкладов в монастырь крупные коллекции русской иконописи и декоративного искусства XIV – начала XX вв., произведения народного искусства XVIII – начала XX вв., современного декоративно-прикладного искусства, в том числе образцы продукции русских народных промыслов и ведущих предприятий художественной промышленности). Музей игрушки (основан в Москве в 1918, в 1931 переведен в Сергиев Посад; богатая коллекция отечественных и зарубежных игрушек, автор, правда, искал там lego и не нашел) с единственным в России Научно-исследовательским институтом игрушки. Сергиев Посад включен в туристский маршрут «Золотое кольцо России».
Архитектурный ансамбль монастыря, занимающего плоскую вершину невысокого холма Маковец, складывался в XV-XVIII вв. Его территория, имеющая форму неправильного, несколько вытянутого по оси север-юг многоугольника, обнесена мощными кирпичными 3 ярусными стенами (XVI в., надстроены и усилены в середине XVII в. ; общая длина 1,5 км, высота 10-14 м, ширина 5,5-6 м) с угловыми 8-гранными (Пятницкая, Уточья, Плотничья, Водяная) и расположенными по периметру стен 4-гранными (Красная, Сушильная, Звонковая, Каличья, Келарская, Пивная, Луковая) башнями.
Древнейшие памятники монастыря выходят на его главную площадь в южной части территории; белокаменный Троицкий собор, 4-столпный, одноглавый, украшенный 3-частным резным поясом, килевидными закомарами и перспективными порталами (1422; в интерьере – иконостас с 42 иконами Андрея Рублева и мастеров его круга, исполненные в 1635 росписи); кирпичная с белокаменными декоративными деталями 4-столпная Духовская церковь; в основании ее барабана помещена открытая звонница на 6 массивных столбах (1476, псковские зодчие). В 1559-85 по повелению Ивана Грозного в центре монастыря был возведен 6-столпный 5-главый Успенский собор, близкий по архитектурным формам одноименному собору Московского Кремля (в интерьере – исполненные в 1684 фрески Д. и В. Григорьевых и других ярославских и местных мастеров, резной иконостас конца XVII в.).
В XVII в. строились больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-37), трапезная палата с церковью Сергия, украшенная богатой белокаменной резьбой (1686-92), так называемые Царские чертоги – 2-этажные каменные палаты с «бриллиантовым рустом»на фасадах (конец XVII в.) и др. Среди построек XVIII в. – Смоленская церковь-ротонда с изящным белокаменным декором в стиле барокко (1746-48, приписывается Д.В. Ухтомскому) и главная высотная доминанта лавры и города – 5-ярусная колокольня в стиле барокко (1741-69, архитекторы И.Я. Шумахер, И.Ф. Мичурин, Ухтомский).
За пределами Троице-Сергиевой лавры сохранились ансамбль Введенской (1547) и Пятницкой (1547, перестроена в XVII в.) церквей и так называемого Пятницкого колодца (конца XVII – начала XVIII вв., часовня-ротонда с купольным сводом, украшенная тонкой белокаменной резьбой), расположенный на Подоле у южной стены монастыря, а также приходские церкви в стиле барокко – Вознесенская в Иконной слободе (1766-79), Успенская в селе Клементьево (1769), богато декорированная Ильинская церковь в Пушкарской слободе (1773). С 1792 город застраивался по регулярному плану, сочетавшему прямоугольную сеть улиц с веерной прокладкой основных магистралей, ориентированных на ансамбль лавры. К востоку от нее сформировалась обширная торгово-административная Красногорская площадь с барочной часовней (1770), так называемой старой монастырской гостиницей в стиле классицизма (1823), торговыми рядами (1902) и др. Улицы застраивались преимущественно 2-этажными домами с кирпичным нижним этажом.
В XX в. город развивался по генеральным планам 1935 и 1974: в его северной части формировался новый общественно- административный центр (Дворец культуры, 1954, архитектор Н.А. Метлин; административное здание, 1973; архитекторы И.Д. Метт, в. Г. Малышев и др.; торговый центр, гостиница), жилищное строительство велось в районе бывшего села Клементьево (Клементьевский поселок), с 1970-х гг. – в микрорайонах «Северный» «Южный» «Восточный»на границах города.
В 3 км к западу от Сергиева Посада, в селе Благовещение, – деревянная Благовещенская церковь клетского типа с шатровой колокольней (конец XVII – начало XVIII вв.).